В чем
смысл художественной выставки, где экспонируется, например, личный дневник?
Как реагировать на искусство, которое основывается на художественном
представлении женщиной-художником женского тела и/или половых органов? Как
относиться к живописной интерпретации фемицида, в частности, новостей о
домашнем насилии, или сетевых репрезентаций себя? В какой мере минималистичные
объекты могут рассказать о специфике женского существования? И в каком смысле
эти разные художественные комментарии к женскому опыту могут рассматриваться
как феминистское искусство, если кто-то из авторов не имеет феминистской
позиции?
Ответить на все эти
вопросы в рамках одной маленькой выставки невозможно, однако можно намеренно не
избегать острых углов и критичного отношения. Вместе с участниками выставки мы
создали своего рода «комнату ужасов» женского опыта, связанного с насилием,
болезненной физиологией, одиночеством и аутоагрессией. В чем специфика
представленных работ и есть ли в них особое политическое (=феминисткое)
высказывание?
Когда название
какого-либо мероприятия отсылает нас к женскому опыту, мы понимаем, что, помимо
собственно художественных объектов, там обязательно будет «что-то еще», скорее
всего, актуальное/социальное/болезненное, либо, наоборот, разухабистое и дикое.
Отсылка к «мученицам» – это и ироническое обращение к любой страждущей: «Мученица ты моя!», – и героизация женского существования вообще через обращение к иконографии святых мучениц, правда, с существенной разницей. Так, Алес Кочевник в своей живописной работе берет стандартизированный женский сетевой образ (селфи во время беременности и после родов), но лицам придает сходство с иконописными ликами, прямо указывая на свою интенцию соединить священное и «священное», ставшее профанным (образ матери). Варвара Терещенко создает живописный «алтарь», в котором христианские мученицы изображены рядом с убитыми девушками из новостных хроник. Художница таким образом придает «невинно убиенным» статус святых, правда, ее святые (как христианские, так и возведенные ею в такой ранг) изображены не в прославленном состоянии – когда смерть уже побеждена и торжествует вечная жизнь – а в мученическом, физиологическом, в смерти. Способствует ли натурализм состраданию – один из вопросов, который ставит художница в своей работе «Это теперь твое истинное лицо». Здесь за основу взят фотообраз из реальной истории о домашнем насилии редактора W-O-S Анны Жавнерович. Избитое лицо превращается практически в маску, «новое лицо», которое мужчина дает женщине, желая подчинить ее себе. У женщин Терещенко обычно нет лица, а ее автопортрет, не вошедший в экспозицию «Мучениц» – это тело с содранной кожей и застывшей улыбкой-маской на лице.
"Селфи", Алес Кочевник |
"Girls", Варвара Терещенко (показан фрагмент) |
"Это теперь твое истинное лицо", Варвара Терещенко |
Маска – это еще и важный прием в работе
анонимных женских арт-групп. Достаточно вспомнить Guerrilla
Girls или Pussy Riot. К последним
отсылает ироническая работа Ирины Петраковой. «Распятая» на деревянной доске
маска неминуемо отсылает к балаклаве, ставшей своеобразным антисакральным
символом (в масс-медиа интерпретировали его по-разному, от символа протеста
против власти до критики использования женского образа в рекламе). Обрамленный
неоновыми огоньками и запакованный в пленку образ балаклавы демонстрирует свою приобретенную
брендовость и напоминает о медийности, которая стала важной частью деятельности
Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной – в ущерб их ореолу мучениц.
Не менее иронична вторая работа Ирины
Петраковой, в которой она затирает графитом копию портрета Натальи Грибовской
кисти Аргунова. Это практически метафора стертой роли женщин в истории. Хотя
жена кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского,
как сообщает нам самый популярный источник информации Википедия, «отличалась красотой, была хорошей хозяйкой и любящей
женой», – в истории она сохранилась исключительно благодаря запискам ее мужа и
знаменитому портрету. С другой стороны, Петракова своим жестом разрушает не
только образ, но и собственно саму копию, созданную в качестве ученического
упражнения. Автор таким образом вынуждает картину действовать, интенсифицирует
ее.
"Без названия", Ирина Петракова |
Побивание камнями самой себя в работе Лейли Аслановой – это
метафора аутоагрессии. Однако выбранная форма – gif-файл, распадающийся на пиксели и
отсылающий к интернет-мемам – позволяет автору уйти от пафоса и трагичности
самого явления «автобичевания». Эта работа, предназначенная скорее для
демонстрации в социальных сетях, чем в выставочном пространстве, критична как
по отношению к идее «художника как мученика», так и к современной
интернет-культуре – когда о серьезном говорить серьезно можно, но бессмысленно
(«лайков» не соберешь).
Иная тактика у художниц, работающих с графическими
формами. Наталья Петрова с помощью зарисовок в блокноте ведет микро-наблюдение
за обстановкой вокруг, за помещением, где она оказалась заложницей (почти месяц
художницу держал взаперти ее молодой человек). Это графический репортаж с места
событий, где насильника можно нарисовать только спящим. Рисование как способ
выжить и не сойти с ума – это и род арт-терапии, и важное послание, о котором
никогда нелишне напомнить: творчество – это единственное личное пространство,
которое остается художнику в условиях любой несвободы.
"Личное пространство", Наталья Петрова |
Лита Полякова в своих работах исследует
пластическую физиологию и медиа, которые она извлекает непосредственно из тела
и/или женского бытования (в ее опыте – рисунки косметикой, кровью, спермой).
Придуманная художницей анатомия вызывает скорее физиологические ощущения и
показана как болезненная, неправильная. Она напоминает внутренности, выделения,
акты проникновения и вызывает у зрителя «неприличные» подсознательные образы
вне его воли. Желание показать подавление одного тела другим принимает формы,
которые можно было бы назвать объективирующими – здесь у фигур нет ни масок, ни
лица. Это графика жеста, в которой видятся как образы насилия, так и
садистическая трансформация женского тела.
Лита Полякова |
"Орхидея, или Муравей, раздирающий добычу", Лита Полякова |
Наконец, если обратиться к скульптуре, Добровольская
Лета создает гибкий ее вариант, канат, прикрепленный к потолку, который может
восприниматься как предмет для пыток, связывания, но, поскольку сверху он
окрашен грязно-коричневым цветом, отсылает зрителя то ли к фекалиям, то ли к
засохшей крови, возможно, менструальной (тогда этот канат становится
увеличенной ниткой от тампона). Название метафорично – пуповина как связь,
прочная, как толстый канат. Добровольская, наследуя феминистским художницам
1970-х, работает с уступчивым материалом, хотя берет его из мужского набора
инструментов. Ее скульптура податливая, может менять свое положение в
пространстве, но на очень ограниченном участке. Художнице удалось найти способ
выражения физического и телесного не буквально, а метафорически, при этом здесь
снова идет работа с подсознанием зрителя: намеки и отсылки на те функции тела,
с которыми бы он не хотел сталкиваться (во всяком случае – в пространстве
галереи).
"Пуповина", Лета Добровольская |
Тактика «Обыкновенных
мучениц» – соединить острые вопросы женского существования и чувственное,
нарочито художественное. Это могут быть как монументальная живопись, так и
интимный дневник в зарисовках, минималистичные объекты и «гифки-метафоры»,
эффектная графика, будоражащая воображение зрителя, или же хрупкая нежная акция
Алес Кочевник на Красной площади, посвященная памяти онкобольных, где она в
костюме гимнастки крутит похоронные венки вместо обруча. Она сама – мученица
системы и неизлечимой болезни. Воительница с системой через ритуалы и знаки
смерти.
Несмотря на наличие тяжелых работ,
воздействующих на зрителя скорее физически и эмоционально, чем интеллектуально
(антиинтеллектуализм можно назвать сознательной тактикой этого мероприятия),
выставка все же не говорит о женщинах как о жертвах. Вместе эти работы напоминают нам о невыносимой тяжести не только
женского, но вообще бытия. Не случайно, единственный мужчина, участвующий в
выставке, звуковой художник Влад Добровольский, обращается к теме родов как к
своему опыту, через страдание,
причиненное матери. Найденные на Youtube крики во время родов он превращает в музыку: микс возникает в результате случайных и/или цепных
реакций, возникающих в генераторе случайных сочетаний. Художник таким образом
создает постоянно меняющийся звуковой поток, композицию без начала и конца,
которая также может быть метафорой. Метафорой бесконечного процесса появления людей
на свет.
Соединение жизни и страдания
рассматривается участниками выставки как неизбежное сочетание. Потому что оно,
и правда, неизбежное.
Немного фото с открытия.
Варвара Терещенко, Алес Кочевник, Ильмира Болотян, Лета Добровольская |
Друг мой, читаю... в ужасе и восторге одновременно
ОтветитьУдалить