среда, 17 июня 2015 г.

Выставка "Обыкновенные мученицы", курирую

У меня много новостей, о которых я сообщаю, в основном, в Фейсбуке. Тем не менее, и тут отмечусь.

Первое. Мы с некоторыми бывшими и нынешними студентами "Базы" снимаем теперь большую мастерскую на "Красном Октябре", сделали там выставочную площадку Центр "Красный", проводим выставки. Сам этот факт подвиг меня на то, чтобы я выступила как куратор и показала работы интересных мне художников. Это второе)

Открытие состоится 18 июня в 19-00. Пока буду интриговать. Вот афиша:
Официальный пресс-релиз:



Центр «Красный» представляет выставку «Обыкновенные мученицы».

В чем смысл художественной выставки, где экспонируется, например, личный дневник? Как реагировать на искусство, которое основывается на художественном представлении женщиной-художником женского тела и/или половых органов? Как относиться к живописной интерпретации фемицида, в частности, новостей о домашнем насилии, или сетевых репрезентаций себя? В какой мере минималистичные объекты могут рассказать о специфике женского существования? И в каком смысле эти разные художественные комментарии к женскому опыту могут рассматриваться как феминистское искусство, если кто-то из авторов не имеет феминистской позиции?

Ответить на все эти вопросы в рамках одной маленькой выставки невозможно, однако можно намеренно не избегать острых углов и критичного отношения. Вместе с участниками выставки мы создали своего рода «комнату ужасов» женского опыта, связанного с насилием, болезненной физиологией, одиночеством и аутоагрессией. В чем специфика представленных работ и есть ли в них особое политическое (=феминисткое) высказывание?

Отсылка к «мученицам» – это и ироническое обращение к любой страждущей: «Мученица ты моя!», и героизация женского существования вообще, героизация через обращение к иконографии святых мучениц, правда, с существенной разницей – изображены они не в прославленном состоянии – когда смерть уже побеждена и торжествует вечная жизнь – а в мученическом, физиологическом, в смерти. Способствует ли натурализм состраданию – один из вопросов, который, к примеру, ставит Варвара Терещенко в своей работе «Это теперь твое истинное лицо». Здесь за основу взят сетевой фотообраз из реальной истории редактора W-O-S Анны Жавнерович о домашнем насилии. Избитое лицо превращается практически в маску, «новое лицо», которое мужчина дает женщине, желая подчинить ее себе или попросту отомстить.

Этот пример, как и некоторые другие, представленные на выставке – демонстрирует способ оперативного реагирования художниц, работающих в традиционных медиа, на происходящее здесь и сейчас.

Тактика «Обыкновенных мучениц» – соединить острые вопросы женского существования и чувственное, нарочито художественное. Это могут быть как монументальная живопись, так и интимный дневник в зарисовках, минималистичные объекты и «гифки-метафоры», распадающиеся на пиксели, эффектная графика, будоражащая воображение зрителя, или же хрупкая нежная акция Алес Кочевник на Красной площади, посвященная памяти онкобольных, где она в костюме гимнастки крутит похоронные венки вместо обруча. Несмотря на наличие тяжелых работ, воздействующих на зрителя скорее физически и эмоционально, чем интеллектуально (антиинтеллектуализм можно назвать сознательной тактикой этого мероприятия), выставка все же не говорит о женщинах как о жертвах. Вместе эти работы напоминают нам о невыносимой тяжести не только женского, но вообще бытия. Не случайно, единственный мужчина, участвующий в выставке, обращается к теме родов как к своему опыту, через страдание, причиненное матери.

Участвуют: Алес Кочевник, Варвара Терещенко, Влад Добровольский, Ирина Петракова, Лета Добровольская, Лейли Асланова, Лита Полякова, Наталья Петрова

Куратор: Ильмира Болотян

Выставка пройдет 18 июня – 2 июля 2015

Открытие 18 июня в 19-00

Центр «Красный» находится по адресу:
Берсеневский пер. д.5 стр. 3
Вход в хостел «Фабрика», 3 этаж

Анонсы на kudago.com и arttube.ru.

Немного фото с монтажа выставки.





Комментариев нет:

Отправить комментарий