понедельник, 22 июня 2015 г.

Что нам делать с незамысловатым зрителем?

Незамысловатый зритель - это такой зритель, который считает, что именно он знает, как должен и что должен изображать/показывать автор/художник, и сообщает ему и всем вокруг об этом, думая, что делает автору/художнику благо. Чтобы остаться незамысловатым зрителем (а мы все изначально незамысловатые), ни в коем случае не нужно изучать историю искусств, читать что-либо на тему искусства, нельзя молча внимать, когда говорят действительно компетентные люди, и вообще как-то вырабатывать свою точку зрения. Так быстро теряется незамысловатость, потому что мир становится не тем, что прежде, обнаруживаются разные точки зрения.

Разные точки зрения - это то, что сложно вынести незамысловатому зрителю, потому что верной он считает одну точку зрению - свою. И активно ее навязывает, схватив автора за пуговицу.

В картине мира незамысловатого зрителя художник/писатель/любой другой автор - это не самостоятельная личность, которая пришла к той или иной деятельности вследствие особенного уникального опыта, а некий придаток, рука или нога (ну не голова же), которая этому зрителю (или родине/стране/народу/клану, с которыми себя человек идентифицирует) принадлежит и должна его обслуживать, а также слушать и внимать. Соответственно, если вдруг незамысловатому зрителю покажется, что автор ошибается, первое, что сделает такой зритель, непременно, сообщит свое мнение, даже, если его не спрашивали (в музеях для этих случаев имеются книги отзывов). Мнение это будет подкреплено разными сентенциями, вроде "художник должен показывать свет в конце тоннеля", "писатель должен любить свою Родину" и т.п.



Второе, если вдруг автор оказался строптив, спорит, исправляться не желает, в ход могут пойти искренние манипуляции (незамысловатый зритель сообщит об оскорбленных чувствах, а он, и правда, оскорблен, он даже, возможно, не спал полночи из-за этого, но вам сообщит, что не спал всю ночь). Далее начинаются обвинения в карьеризме и прочих грехах - незамысловатый зритель постоянно демонстрирует вам, что он знает вас назубок, читает, как книгу, и аналогично - про всех остальных. Если автор не раскается, в ход могут пойти угрожающие намеки, мол, это вам повезло, что я это увидел, а не кто-то другой (отсюда вырастают доносы). Увы, обычно художники намеков не боятся, поэтому автоматически становятся для незамысловатого зрителя врагами.

Еще вчера восторженный незамысловатый зритель был счастлив от того, что, наконец, прикоснулся к "высокому"/модному/дорогому/современному/богемному/актуальному и т.п. искусству, он почти слился с художником/автором, приобщился через него к чему-то, что ему до сих пор было недоступно (скорее всего, просто к другой точке зрения, незаметно проникшей в его мир с помощью изобразительных средств), он уже считал это своим (не в шутку, а на самом деле), как вдруг иллюзия рушится. Новая точка зрения не совпадает с привычными, обеспечивающими безопасностью убеждениями, присвоенные художники/авторы менять свои "ошибочные" убеждения не желают, поэтому отторгаются. Все, что отдельно существует от незамысловатого зрителя, не служит ему (его семье/родине/народу и т.д.), он презирает или ненавидит. Ведь незамысловатый зритель испытывает положительные эмоции и чувства только с теми, кого считает своим придатком.

Конкретные примеры? Самые разные. Например, такой зритель может позвонить вам и потребовать, чтобы вы немедленно ему что-то нарисовали. Ваши возражения, что, например, вы не рисуете то, что ему нужно, поэтому лучше обратиться к другому, будут восприняты очень негативно и с обидой. На открытиях и прочих мероприятиях такой человек будет преследовать вас, чтобы обязательно высказать свою точку зрению. Он будет ловить вас у туалета, где-то в коридоре, но, будьте уверены, мнение свое он выскажет, даже если вы счастливо его избегали - напишет на листочке и вручит силой. В сети такой зритель вламывается в дискуссии на тему выставок, которые не дают ему покоя, и начинает поучать незнакомых ему людей, как им жить и что делать. Наконец, самое убийственное, видимо, на взгляд такого зрителя средство против "плохих" художников - это доверительно вам однажды сообщить, что он показывал ваши работы специалисту и тот сказал, что ваши работы выполнены на уровне начальной школы.

У меня только один рецепт в общении с таким зрителем - вовремя установить дистанцию. Однако сам факт дистанции настолько может разозлить такого зрителя, что он в обиде попрощается с вами (и, увы, с "таким искусством") навсегда. И будьте благодарны ему, что он не настучал на вас, куда следует.

2 комментария: